ГВАРДИНИ (Guardini), Романо


ГВАРДИНИ (Guardini), Романо
(1885-1968)
   христианский теолог-католик, автор ряда исследований по христианской культуре, литературе, искусству. Итальянец по происхождению, родился в Вероне. Когда ему было один год, семья переехала в Германию (Майнц). Получил теологическое образование в университетах Тюбингена, Фрайбурга. В25-лет- нем возрасте был рукоположен в священники. Служил капелланом. В 1915 г. защитил докторскую диссертацию по богословию. Преподавал на кафедре религиозной философии и католического мировоззрения в Берлинском университете. При нацистах был отстранен от преподавания и отправлен на пенсию. В 1945 г. получил приглашение читать лекции в Тюбингенском университете. Автор многих исследований, в том числе: «Человек и мысль. Исследование религиозной экзистенции в великих романах Достоевского» (1932), «Христианское сознание. Исследование о Паскале» (1935), «Ангел в «Божественной комедии» Данте (1937), «Мир и лицо» (1939), «К истолкованию «существования» у Райнера Марии Рильке» (1941), «Форма и содержание пейзажа в поэтическом творчестве Гельдерлина» (1946), «Конец нового времени» (1950), «Власть» (1951), «О Гете, о Фоме Аквинском и о классическом духе» (1969) и др.
   Для Гвардини характерен интерес к «конкретно-жизненным» формам человеческих отношений. Отсюда его постоянное внимание к искусству, литературе, где эти отношения описываются и исследуются с наибольшей полнотой и глубиной. Своеобразие его подхода отчетливо проявилось в исследовании творчества Достоевского. Для Гвардини русский писатель - один из редких примеров художника, у которого в условиях неуклонной секуляризации и наступления модерна герои произведений руководствуются в своих поступках религиозными мотивами. В мире Достоевского слабо представлены сферы социально-экономических и, в частности, производственно-трудовых отношений. Это позволяет писателю отчетливо прорисовывать линии зависимостей людей, их мыслей и действий от потусторонних, светлых и темных сил. Замышляя свой труд о Достоевском, Гвардини сформулировал исследовательскую программу, которой руководствовался в своих последующих культурологических, теологоэстетических исследованиях. Ориентируясь на анализ «конкретно-человеческого», он поставил перед собой задачу «вычленить те основные реалии, которые Достоевский положил в основу воссозданной им структуры бытия, - иными словами, поставить, среди прочего, такие вопросы: что означают в мире Достоевского природа, мироздание, земля, солнце, деревья и другие растения, страна, звери и птицы? Что значит народ? Какова трактовка таких понятий, как мать и дитя, мальчик и девочка? Какими глазами писатель видит взрослого и старика? Знакомо ли ему понятие зрелой личности и как лепит он эту личность? Какое содержание вкладывает он в различные формы несчастий и бедствий - в болезнь, нужду, алкоголизм, душевные страдания, социальное бесправие, глупость, безумие? Что представляет собой зло, т. е. грех, преступление, испорченность, низость и подлость, вплоть до его предельного, сатанинского воплощения? Нельзя было пренебречь и проблемой призрачного, хаотичного. С этой плоскости взоры обратились далее к простейшим и вместе с тем могущественнейшим феноменам бытия - жизни, существованию, времени, вечности, к таким крайним его проявлениям, как смерть, бренность, ничто, к кризисным этапам бытования, отягощенным скукой, усталостью отвращением, страхом, отчаянием, тупостью, потерянностью... И наконец, исследованию подлежали ценности, признанные в мире Достоевского, и прежде всего - самые прекрасные из них: честь, благородство, искренность, чистота, свободолюбие, любовь, кротость и радостный настрой души. К ним присовокупились затем такие высокие понятия, как свет, добро, красота, единение и покой. Все это венчал вопрос о собственно религиозном содержании романов Достоевского» (Гуардини Р. Человек и вера. - Брюссель, 1994. - С. 7-8). Здесь представлен обширный перечень философских, этических, психологических, эстетических категорий, которые являются ключевыми в антропологии творчества как Достоевского, так и других художников - Данте, Гете, Гельдерлина, Гете, о которых Гвардини писал в своих книгах. При этом в каждом исследовании он оставался теологом, т. е. аналитиком, для которого на первый план всегда выдвигалось религиозное содержание художественных произведений и эстетических проблем.
   ♦ Соч.: Познание веры. - Брюссель, 1955; О Боге живом. - Брюссель, 1962; Конец нового времени // Вопросы философии. 1990, № 4; Человек и вера. - Брюссель: «Жизнь с Богом", 1994; Господь. - Брюссель, 1994.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Смотреть что такое "ГВАРДИНИ (Guardini), Романо" в других словарях:

  • ГВАРДИНИ (Guardini) Романо — ГВАРДИНИ (Гуардини) (Guardini) Романо (1885 1968) немецкий католический деятель, религиозный философ, писатель и публицист. Выступал против нацистского антисемитизма ( Христианин перед лицом расизма , 1939). Работы о Сократе, Данте, Ф.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГВАРДИНИ (GUARDINI) Романо — (1885 1968) нем. католический философ и теолог итал. происхождения. С 1910 священнослужитель, в 1921 приват доцент в Бонне, в 1923 проф. философии религии и католического мировоззрения в Берлине. В 1939 отстранен нацистами от преподавания. В 1946 …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • Гвардини, Гуардини (Guardini) Романо — (1885—1968), немецкий католический философ, писатель и публицист. В 1920 х гг. ведущий деятель молодёжного католического движения «Квикборн» и литургического движения в Германии. Выступал против нацистского антисемитизма («Христианин перед… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГВАРДИНИ — (Guardini) Романо (род. 17 февр. 1886, Верона – ум. 2 окт. 1968, Мюнхен) – итал. нем. философ; с 1929 по 1939 – профессор в Бреслау и Берлине, с 1947 – в Мюнхене. В своих произв. пытается объяснить жизнь с позиций католицизма. Одно из главных… …   Философская энциклопедия

  • ГВАРДИНИ — (Guardini) Романо (1885 1968) немецкий философ и теолог итальянского происхождения. Изучал политические и естественные науки в Берлине, Мюнхене, Тюбингене, философию и теологию во Фрейбурге и Тюбингене. Католический священник (с 1910), магистр… …   Новейший философский словарь

  • Гвардини Романо — Гвардини, Гуардини (Guardini) Романо (17.2.1885, Верона, 1.10.1968, Мюнхен), религиозный деятель, философ идеалист, писатель и публицист. По происхождению итальянец. С 1910 католический священник, доктор теологии (1915), в 1923 39 профессор… …   Большая советская энциклопедия

  • Гвардини — Гуардиии (Guardini) Романо (17 февраля 1885, Верона, 1 октября 1968, Мюнхен) католический религиозный деятель и мыслитель, эссеист и публицист. По происхождению итальянец, с детства жил в Германии, в 1911 г. принял немецкое гражданство. После… …   Энциклопедия культурологии

  • Гвардини Романо — Гуардини (Guardini) (1885 1968), немецкий католический философ, писатель и публицист. В 1920 х гг. ведущий деятель молодёжного католического движения «Квикборн» и литургического движения в Германии. Выступал против нацистского антисемитизма… …   Энциклопедический словарь

  • ГВАРДИНИ — [Гуардини; итал. Guardini] Романо (17.02.1885, Верона 1.10.1968, Мюнхен), нем. католич. богослов, философ, религ. деятель, писатель публицист. Итальянец по происхождению, с детства жил в Германии, начальное образование получил в народной школе,… …   Православная энциклопедия

  • Гвардини —         Гуардини (Guardini) Романо (17.2.1885, Верона, 1.10.1968, Мюнхен), религиозный деятель, философ идеалист, писатель и публицист. По происхождению итальянец. С 1910 католический священник, доктор теологии (1915), в 1923 39 профессор… …   Большая советская энциклопедия